Воскресная школа

Знание наших истоков - река в будущее

Род, родник, родители, родственники, родные, Родина – какие это теплые и значимые слова. Их объединяет не только общий корень – «род», но и необыкновенная сила, заключенная в их содержании. Сила в надежности, родственности, тепле, доверии, любви.

Будем же помнить свой род, свои истоки. Только примерившись к родной колыбели, мы будем замечать, как растем, становимся умнее, красивее, добрее. Мы откроем для себя, что мы смотрим на мир широко, а наши дети – остро. Мы видим зрело, а наши дети – пылко. Мы воспринимаем его серьёзно, а наши дети – весело.

Вспомним и сбережём и старую колыбельную нашей бабушки, и мудрый совет духовного наставника, и дивный семейный праздник, и любимый танец дедушки, и название родимой деревни, улицы, города, сохраним домашнее ремесло, старую книгу и уникальный рецепт пирога, соления прабабушки, и старенькие поблекшие любительские фотографии и письма. Всё это корни – наша история. Они питают добрыми соками не только настоящее, но и будущее.

Святейший патриарх Алексий сказал: «Вспомним, какое значение придавалось на Руси семейным устоям, какими благоговейными чувствами издревле была окружена семья: семейные реликвии передавались из рода в род, родители благословляли своих детей на брак иконами, которые становились главными святынями в доме, послушание старшим было высоким и непременным законом для каждого, деды и отцы передавали накопленную мудрость детям и внукам.

Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков – всё это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Апостол Павел называет семью «домашней церковью». Её лампада должна теплиться и в наших сердцах. Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей».

При Казанском храме силами настоятеля храма о. Андрея, преподавателей и учащихся создан краеведческий музей «Домострой», основная цель которого – поддержать и развить эту связь между прошлым и настоящим нашего края, нашего дома, нашей русской православной семьи. Нам хотелось бы, чтобы каждый посетитель нашего музея почувствовал, что перед ним вовсе не безвозвратно ушедшая старина, а опыт многих и многих поколений их предков в том, как, говоря словами «Домостроя», « устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято». Соприкасаясь с вещами, любовно сделанными руками наших прабабушек и прадедушек, мы особенно остро чувствуем свою связь с ними, а значит, и со своим Отечеством. А, ощущая гордость за их мастерство, умение создавать красоту, желание даже обыденную жизнь наполнить уютом, теплом и любовью, понимаем, какими сплоченными, едиными в жизни и вере они были, и именно здесь можем нащупать ту путеводную ниточку, которая приведет к миру, покою и согласию и в нашей семье.

Наш музей – не просто постоянная экспозиция. Это и творческая мастерская для наших детей, где они могут попробовать свои силы в создании «таких же, как в музее» вещей, и привнести в работу что-то своё, необычное. Это и первый миссионерский опыт передачи людям православного духа, традиций и обычаев христиан.

Наш музей – не единственный в городе. Мы рады, что в этом направлении работают много людей. Ведь, чем нас больше, тем больше надежды, что проснется, наконец, народная душа. Вспомнит заветы своих благочестивых предков и пробуждение это будет не временным и поверхностным, а затронет самые глубины человеческих сердец.

Митина В.А.

Региональная культура как фактор духовного воспитания ребенка

Ожерельева О.В. – ассистент кафедры БГПИ

Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать. И.В. Гёте

Определяющее влияние среды, обстоятельств бытия в становлении личности давно стало аксиомой философии и педагогики. Однако, как замечает мудрый исследователь человеческой жизни, философ и педагог К.Д. Ушинский, «...русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ближе к нему». (Ушинский К.Д. Собр. соч. – М., 1948, с. 306).

Эта мысль вполне применима и по отношению к процессу воспитания ребёнка. Механизмы влияния ценностей культуры, специфические традиции и нормы среды, в которой формируется личность ребёнка, ещё недостаточно осознаются организаторами во спитания молодёжи. Таким образом, можно предположить, что среда, в которой живёт и развивается ребёнок, включает в себя (помимо стандартных и типичных черт) ещё и региональную составляющую, определяющую самобытность социума, его неповторимые и устойчивые характеристики.

Школа, образование, как один из важнейших институтов социальной трансляции культурных ценностей вступающим в жизнь поколениям, естественно, передаёт и отношение к региональной культуре, формирует самобытность людей, проживающих в конкретной местности. А для этого и сам педагог должен быть носителем региональной культуры, должен хорошо её знать, ценить, совершенствовать.

XX век внёс существенные коррективы в процесс наследования духовных ценно стей поколениями российских граждан: с одной стороны – многообразные проявления действия закона отрицания отрицания привели к уничтожению многого из того, что созидалось предыдущими поколениями на протяжении веков (рушились и осквернялись православные святыни, выкорчёвывались из общественного сознания высокие и благородные идеалы, ценности, социальные стандарты), а с другой – сознание людей, особенно – молодёжи всё активнее и точнее стала целенаправленно атаковывать западная «массовая культура», уничтожающая национально-типичные, наиболее характерные для русской культуры черты личности. В результате такой мощной внутренней и внешней духовной интервенции, тотального наступления на сознание молодёжи к концу XX столетия в России сформировалось поколение «иванов, не помнящих родства», утративших связь со своими предками, оказавшихся, как в народной поговорке, «плохими сыновьями, которым отцовская нажива (наследство) ни к чему». Такое положение вполне возможно оценивать как национальную катастрофу, как большую духовную трагедию в судьбе, некогда великой и могущественной страны.

Знакомство детей с традициями региональной культуры - выполнения комплекса творческих заданий по сегодня предусматривают ведущие программы по проектированию в объёме объектов предметноизобразительному искусству и технологии в начальных пространственной среды. классах общеобразовательной школы.

Понятие «традиция» (от лат.traditio – передача; предание) трактуется как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени (Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. – М., 1983, с. 692.). В контексте излагаемого нами материала понятие «традиция» следует понимать как усвоение, бережное отношение и стремление младших школьников сохранить продуктивные результаты собственной деятельности, элементы культурного наследия родного народа в высокохудожественных предметах повседневного быта.

Использовать материал по изучению региональной культуры можно по-разному. Это проведение разных типов уроков по изобразительному искусству, например: урокэкскурсия, урок-путешествие, русские посиделки, уроквосхождение, урок «история прошлого».

Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно, чтобы художественно-творческая деятельность детей была организована таким образом, чтобы каждый ребёнок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

С давних времён человек художественно обрабатывает природные материалы. Созидатель всегда был поклонником и внимательным учеником природы, познающим и преобразующим её «по законам красоты».

Гёте говорил, что есть два метода работы: один – когда человек ищет воплощения в процессе работы, другой – когда создание ясно видно автору до его реального воплощения. С педагогической точки зрения первый метод работы характерен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а второй – для детей подросткового возраста и старше. Способность художника «мыслить в материале» в профессиональной среде характеризуют как «архитектурное мышление», «дизайнерское мышление» и т.п. В системе образования эту проблему называют развитием художественного объёмно-пространственного мышления.

Учитывая природу ребёнка школьного возраста и специфику произведений архитектуры, декоративноприкладного искусства и дизайна, можно успешно развивать художественное объёмно-пространственное мышление детей при условии целенаправленного педагогического руководства с использованием специальной методики:

  • погружения в среду функционирования объектов предметно-пространственной среды;
  • создание творче ской атмосферы для рождения художественного замысла и поиска путей его воплощения; Для формирования представлений о пространственной композиции детям

целесообразно предложить комплекс практических творческих заданий, включающих в себя три типа композиций: фронтальную, объёмно-о-пространственную, глубинно-пространственную.

Для практической работы можно рекомендовать бумагу и соломку, целесообразность применения которых определяется в зависимости от поставленных задач.

Познакомлю с собственным опытом работы с учащимися школы № 6 со студентами дошкольного факультета БГПИ. Творческие работы студенты выполняли индивидуально, парами, небольшими группами.

При проведении коллективной работы при проектировании храмов, большое внимание уделялось составлению эскизов, умению строить чертежи геометрических тел, украшению.

На первом этапе работы студенты составляют эскиз: определяют, из каких геометрических тел состоит будущий храм, размеры каждой части храма.

На втором этапе на ватмане чертят развёртки каждой части, оставляют клапаны для склеивания. На каждой развёртке чертят окна, портал, которые затем прорезаются.На каждой части, с помощью линейки и ножниц продавливают линии сгиба.

На третьем этапе учащиеся приступают к работе с соломкой. Разглаженную соломку наклеивают на лицевую часть развёртки, заполняя, таким образом, каждую грань развёртки. В результате получаются геометрические тела, которые составляют будущий храм. Полученные тела наклеивают друг на друга.

И на четвёртом этапе учащиеся приступают к украшению храма соломкой. Работы учащихся можно увидеть на рисунках 1, 2. 3.

Изучение народных обычаев и обрядов в процессе художественной обработки соломки.

Солома издревле одевала и обувала крестьянина, кормила и лечила, согревала и укрывала от непогоды. Поедет он по дрова или в город – положит под бок ворох соломы, а намочит валенки – обязательно набьет их соломой, чтобы не сели и не потеряли форму. Нечем матрац набить – выручит солома. Скотине подстелить, хлев утеплить, крышу покрыть – опять нужна солома.

В прошлом солома имела самое прямое отношение к сельскому строительству. Она шла на сооружение не только крыши, но и стен в основном хозяйственных построек. Утепляли соломой и деревянные стены жилища.

Исстари бытует в народе поговорка: соломиной не подопрешь хоромины. С этим, конечно, никто не спорит: солома не зря употребляется в пословицах и поговорках как символ хрупкости. Но хрупкость эта все же относительна. Ученые установили, что опорная сила стебля у ржи во много раз больше, чем у Останкинской телебашни. Стебель злака, (т.е. соломинка) гнется, но не ломается оттого, что укреплен в так называемых точках специальными узлами. Изучение строения этих узлов дало возможность проектировать надежные высотные сооружения.

Солома наделялась особым магическим свойством: верили, что в ней заключена благотворная сила. Поэтому ценнейшим источником сведений о формировании и развитии ремесла и искусства плетения из соломы являются аграрные обряды. Наиболее богата в этом смысле жатвенная обрядность: «первый и последний сноп», венки для украшения головы жниц, «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы.

Непременным атрибутом «Масленицы», «Купалы» и других народных праздников у всех славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека.

Этнографы отмечали, что зачастую оно было мастерски свито и украшено. Этим народным творениям отпускался недолгий век: рождаясь с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением, горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Обрядовое творчество заложило основу соломоплетения, сформировало основные ремесленные и художественные приемы этого вида декоративно-прикладного искусства.

Кажется, прозаичнее соломы ничего и не придумать. Но нашему народу фантазии не занимать: из грубой лозы сотворит кружевное чудо, а уж из тончайшей золотой соломки – просто сказку. Дело кропотливое, но зато и вещи получаются не только прочные – туго сплетенные, но и красоты необыкновенной, тонкости ювелирной. На Тамбовщине в селе Казинка Никифорского района плели долгими зимними вечерами нарядные потешные кузовки на праздничный стол. Правда, во времена не столь отдаленные крестьянское «рукоделие» было осмеяно, угасло, но не умерло.

Однако материал оказался до статочно выразительным и посвоему обаятельным, вполне пригодным для воплощения и более сложных художественных замыслов. И поклонники соломенной палитры стали открывать новые грани золотого стебелька.

С педагогической практикой приходит опыт. Сама жизнь, ученики заст авляют совершенствовать формы работы, методы воздействия на ребенка через искусство, овладевать теорией.

Приветствую программу «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)» Н.М. Конышевой, по которой работаю несколько лет на факультете дошкольного воспитания. Считаю эту программу эмоциональной, обучающей, воспитывающей, несущей огромные возможно сти для развития творческого потенциала и радости созидания для ученика и для будущего учителя.

Программа «Художественно-конструкторская деятельность» открывает педагогу путь дальнейшего развития, заставляет заниматься художественной деятельностью индивидуальной и коллективной; позволяет осваивать разные художественные материалы.

На занятиях студенты, работая над эскизом, творчески мыслят, учатся работать вместе: утверждают в коллективе свое – индивидуальное, учатся понимать друг друга. Соломка очень пластична и обладает большими выразительными возможностями. Позволяет выполнять плоскостные, рельефные аппликации, а также объемные скульптуры и архитектурные объемы. Работы студентов можно посмотреть на рис. 1, 2, 3. Соломенные работы студентов невольно напоминают стихотворные строки:

В поле колосья вовсю золотятся,

А из соломки лошадки родятся.

Люлька родится, и птица родится…

Краткий экскурс в историю для ознакомления с лучшими образцами мирового и отечественного искусства, данный на доступном для учащихся уровне, способствует пробуждению интереса к предмету и усвоению яркого, объёмного образа «человеческой истории».

Мы предлагаем широко использовать краеведческий материал на уроках истории, изобразительного искусства, трудового обучения и др.

Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твёрдых убеждений, умений и навыков. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции.

Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Она может но сить одновременно исследовательский и прикладной, общественновоспитательный характер.

Объём краеведческого материала может быть разным и в учебном процессе зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от историче ски сложившихся условий края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, мы определяем его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.

В зависимо сти от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, краеведческий материал может быть изучен до прохождения темы, в начале её изучения, в ходе его и в конце.

Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в работе с книгой, картой, музейным экспонатом и т. д.

Краеведческий подход в изучении истории будет педагогически эффективен при условии:

1) соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

2) взаимосвязи ме стного и общеисторического материала;

3) учёта исторически сложившихся условий края, его специфики;

4) систематичности и планомерно сти в использовании;

5) использования наглядности;

6) непосредственного участия школьников под руководством учителя в с боре и изучении краеведче ского материала с применением исследовательского метода;

7) связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;

8) умения учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приёмы и методы использования местного материала на уроках истории в начальной школе.

Помимо краеведческих уроков, предусмотренных программой, не менее важной и всегда доступной формой работы с младшими школьниками являются уроки-экскурсии к историческим памятникам, по городу, селу и др.

Любая экскурсия предусматривает серьёзную подготовку к ней: предварительное изучение объекта экскурсии, выработку и распределение заданий между учениками, планирование проведения самой экскурсии, сбор и обработку материалов, проверку знаний, полученных во время экскурсии. Поставленная цель и выбранный объект определяют методы работы.

При отборе тем экскурсий следует исходить из следующих положений:

-тесная связь с учебным материалом: экскурсии должны конкретизировать, углубить и расширить знания учащихся по основным разделам учебной программы;

-целесообразность экскурсии: экскурсия должна спо собствовать формированию образного исторического мышления;

-конкретность задач: экскурсия должна иметь чётко сформулированную целевую установку;

-учёт возрастных особенностей младших школьников: тема и экспонаты должны быть доступны для понимания учащимися.

Нам кажется, целесообразно проводить проверку знаний материала экскурсии с учётом понимания общих закономерностей исторического развития в определённый период, знания исторических фактов, имён историче ских деятелей, умения делать определённые исторические выводы.

Предлагаем разработку урока-экскурсии с использованием краеведческого материала.

Тема урока «Образ русского города»

Цель урока: определить духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим.

Задачи:

1) познакомить учащихся с историей города, с культовыми постройками ХVII-ХIХ вв. — шедеврами русского искусства, выдающимися памятниками архитектуры. Дать представление об истории создания храма;

2) через восприятие церкви Казанская показать спо собы конструирования деталей макет а древнерусской церкви;

3) развивать у учащихся чувство прекрасного: учить определять архитектурные о собенно сти, художественные достоинства памятника.

Оборудование: плакаты со словарными словами, эпиграфом; рисунки церкви Успения (Старый собор), церкви Казанская, церкви Знамения, церкви Казанской Иконы Божьей Матери (т.н. Никольской церкви); плотная белая бумага, клей ПВА, карандаш, ножницы.

Ход урока:

I. Организационный момент. П. Основная часть урока. Эпиграф к уроку: «Помни о Красоте, не изгоняй её

облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости; зови на мирное, необъятное поле труда и созидания». (Н.К. Рерих)

- Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно хранили память о прошлом, любили свою историю и Родину и чувства эти передали своим будущим детям и внукам.

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу.

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

(А.С. Пушкин.)

-Чтобы вам было легче вникнуть в тему, ощутить дыхание эпохи Древней Руси, прослушайте историю о древнем городе Бориса и Глеба.

Историческая справка ( сообщение ученика).

Прошло е Борисогл ебска уход ит своими историческими корнями в глубину последних трёх веков. Говорят, что города, как люди: у каждого своё лицо, своя судьба. Судьба города богата и неповторима. Но в ней, как в капле прозрачной воды, отразилась сложная и противоречивая история всей России.

Основанный в 1968 г . Царём Петром I и наречённый в честь первых святых Бориса и Глеба, почитаемых на Руси, город прочно вошёл в историю Российского государства.

Прошлое Брисоглебска мы ощущаем ежедневно, потому что живём в окружении памятников и памятных мест. Улицы, площади, дома напоминают нам об этой старине. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и труд поколений, как бы входят в нас, становясь мерилом нашей жизни.

В городе много исторических мест, старинных усадеб, связанных с известными именами и важными событиями.

Рассказ учителя.

Изучение памятников истории и архитектуры помогает воссоздать историю развития города, показать процесс становления русского торгово-купеческого го р од а с в ы с о ко р а з в и т ы м образовательным и культурным уровнем. Памятники архитектуры города представлены зданиями культового, общественного, жилого, промышленного назначения (церкви, административные, учебные, жилые, банковские, общественные здания).

Церкви были главными планировочными и визуальными доминантами Борисоглебска. Поднимаясь над невысокой застройкой Борисоглебска, церкви

определяли масштаб и расположение улиц и площадей. Многочисленные архивные фо т о графии Борисогл ебска конца XIX -начала XX веков со хранили облик в с ех церквей города. Не смотря на разновременность ст роительств а зданий и различие фас адног о украшения, всем им были прис ущи ша т ровые завершения, (рис. 1).

В 1811 г . было завершено строительство каменного здания Ка з а н с к о й церкви. Эт а небольшая городская церковь - один из интереснейших памятников классицизма в Воронежской области. Церковь имеет небольшую храмовую часть, широкую трапезную, соединённую с трёхъярусной колокольней. Сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм - такое же совершенство, как классическая дорическая колонна, как самые высокие достижения архитектуры Древней Эллады.

Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, и вы увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Главное украшение здания портики храма. Все проёмы церкви -арочные в рамочных наличниках. Сохранились витражные решётки, в рапорте которых мелкие прямоугольники окружают крупный крест. В арочной части входных проёмов колокольни располагаются фрамуги со сложной расстекловкой с готическими мотивами. Главу храма и шпиль венчают кованые ажурные кресты на крупных шарах.

Очень хорош Казанский храм летом, когда выходишь на реку Ворона. И вот вы у реки, а перед вами сказочное видение: храм возвышается над жилыми домами. Травы и цветы в пойме реки -словно ковёр, ведущий к храму.

Всё дышит миром и спокойствием, а своды храма попрежнему полны жизни и чувства.

Взметнув старинные кресты н ад куполами, словно руки,

Она взирает с высоты н а красоту, роняя звуки.

Как будто бы по лону вод она и в праздники, и в будни

Прекрасным лебедем плывёт навстречу восхищённым людям.

Худое слово с языка здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука, чтоб друг за друга помолиться.

(М. Просянников.)

Храм - памятник величия и печали. Древние камни, накладные рельефные украшения, проросшая травой земля, сам воздух окрестности, всё окружающее про ст ранство насыщены гармонией природы и творения рук человеческих, духом истории.

Знойных улиц стройный ряд. И тополя стремятся в небо. Про нас «глубинка»говорят Лишь те, кто здесь ни разу не был.

III. Практическая работа.

На первом занятии учащиеся индивидуально или парами выполняют отдельные элементы построек макета, на следующих занятиях создают общую композицию.

Таблица наглядно демонстрирует различные способы конструирования деталей макета древнерусской церкви (рис. 2).

В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической целостности образа церкви.

•  Покрытие здания частью сферы, эллипс а, многогранника, зонтика и т.д.

•  2. Нарядно украшенный вход в здание.

•  Восточная часть в православных храмах, отделённая иконостасом или перегородкой.

•  4. Внешняя сторона здания.

•  Полукругло е завершение стены церкви, соответствующее по форме внутреннему своду.

•  Вертикальные плоские выступы в стене (полуколонки).

•  Полукруглые или многоугольные выступы здания (внутренняя часть здания православного храма, где помещается алтарь).

 

IV. Итог урока .

Необходимо подвести учащихся к мысли, что город в древние времена был центром ремёсел, торговли; храмы собирали людей в дни радости и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.

III. Практическая работа.

На первом занятии учащиеся индивидуально или парами выполняют отдельные элементы построек макета, на следующих занятиях создают общую композицию.

Таблица наглядно демонстрирует различные способы конструирования деталей макета древнерусской церкви (рис. 2).

В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической целостности образа церкви.

•  Покрытие здания частью сферы, эллипс а, многогранника, зонтика и т.д.

•  2. Нарядно украшенный вход в здание.

•  Восточная часть в православных храмах, отделённая иконостасом или перегородкой.

•  4. Внешняя сторона здания.

•  Полукругло е завершение стены церкви, соответствующее по форме внутреннему своду.

•  Вертикальные плоские выступы в стене (полуколонки).

•  Полукруглые или многоугольные выступы здания (внутренняя часть здания православного храма, где помещается алтарь).

 

Е. Н. Губанова, кандидат педагогических наук, доцент Борисоглебского государственного педагогического института

Проблема толерантности в образовании

2005 год можно уверенно назвать годом толерантности в школах города-района Борисоглебска Воронежской области. Эта статья - скорее размышление и вопрос к уважаемой нами редколлегии журнала «Начальная школа». Нам очень хочется услышать именно Ваше мнение на страницах журнала.

С начала 2005 года учителя, воспитатели группы продлённого дня, вожатые, директора школ только и говорят о толерантности. Идея изучать и разрабатывать методики по толерантности, конечно, возникла не у педагогов, а свыше, т.е. с Управления образования Борисоглебска-района. А им в свою очередь дано распоряжение с области.

Практически все директора школ провели педагогические советы, направленные на такую современную, как им думается, тему и очень модное слово толерантность. В школе-гимназии директор проводила такой «всеобуч» в субботу после 14.00, чтобы как можно больше педагогов узнали о такой, как ей думается, замечательной идее.

После этого в школах активизировалась работа. Начали оформлять различные книжки-раскладушки (см. рис. 1).Такая книжка-раскладушка, например, висит в 1-ом классе школы № 9. Во втором классе можно увидеть таблицу «Толерантность», написанную люминесцентной яркой краской. Висит такая таблица прямо рядом с доской.

В другой школе, например, весь коридор завешан плакатами, рассказывающими, где ситуации бывают толерантными, а где не толерантными. Например, сюжет, в котором дерутся 2 петуха - это не толерантно. А сюжет, в котором большой пароход пропускает маленький -это можно назвать толерантно.

В начале марта Управление образования проводило всеобуч среди вожатых и воспитателей. Цель такого семинара - показать различные деловые игры. Например, из серых однообразных газет без клея построить американские небоскрёбы. Причём, в процессе работы нельзя разговаривать, а размышлять между собой только с помощью жестов. А затем нужно описать достоинство этих небоскрёбов, красоту и выбрать себе место для жилья в данном небоскребе и обосновать, чем оно Вас привлекает?

В результате такого коллективного строительства получилось безликое сооружение, не простоявшее и 3 минут. Оно почти сразу развалилось на глазах у слушателей. Затем была игра-приветствие на американский манер, да и все задания были непонятными для чего и с какой целью, но зато, в заключение автор-вожатая школы № 4 сделала заключение — все эти задания содействуют распространению в школе принципов толерантности.

После всего услышанного и увиденного нами, мы решили обратиться к специальной литературе и к словарям.

Так, «Словарь иностранных слов» - М., 1990 г . объясняет слово толерантность

1) терпимость, снисходительность к кому или чему-либо

2) биологическое, медицинское полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е потеря (или снижение) организмом животного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение (с. 510) Англо-русский словарь /Сост. В.Д

Аракин, З.С. Выгодская, Н.Н. Ильина, 1991. - 988 с.

объясняет слово «толерантность» - терпимый, сносный, допускающий, выносящий, позволяющий; 2) хорошо переносящий какое-либо лекарство или яд.

Словарь « Oxford Advanced Learner Dictionahy of Current English» даёт следующее определение:

-Желание или способность принимать лекарства без причинения вреда

-Влиять на кого-то безоговорочно

-Позволять что-то, что другой не любит

-Соглашаться с тем, что происходит

И как пример со словом толерантность дается такой: «Крысы выработали определённую переносимость к определённым ядам». Или другое выражение: «Он не очень терпит глупость».

Из всех вышеперечисленных определений термин «толерантность», на наш взгляд, не имеет никакого отношения к воспитанию и обучению учащихся.

Те слова: ответственность, любовь, великодушие, равенство, самооценка, надёжность, товарищество, нравственность, доверие, сочувствие, тактичность, которые пишут в таблицах, книжках-раскладушках совсем не отражают толерантность. И хотя на одном из выступлений начальника Управления образования города-района тов. А.В. Ерина прозвучало выражение - «Это не дань моде, а необходимость...» думается нам, что всё-таки это дань моде и какое-то заискивание перед очередным новым словом и какое-то «раболепское» отношение перед американизированным образом жизни и их системой обучения.

Многие знают о том, что опыт работы наших пионерских организаций взят Америкой и с удовольствием этот опыт используют в работе с детьми. Но назвали они это своим словом - скауты. А мы почему-то считаем, что ученикам 1го класса так важно знать и даже написать таблицу «Толерантность»

Всё-таки, на наш взгляд, проблема толерантности заключается в повышении уровня правового образования и социальной активно сти трудных подростков, вынужденных переселенцев, но не учащихся начальных и средних классов.

Для начальной и средней школы разработано столько разных учебно-воспитательных программ. В нашей стране накоплен огромный опыт педагогической работы. Зачем нам строить американские небоскрёбы? Для русского человека ближе и понятно: Дом -Изба -Жилище -Храм.

Много возникает вопросов: зачем и для чего все эти всеобучи со стороны Управления образования, администрации школ? Неужели нет других проблем?

Очень хотелось бы услышать мнения редколлегии, педагогов, да и просто людей, неравнодушных к русской культуре.

Е. Н. Губанова, кандидат педагогических наук, доцент Борисоглебского государственного педагогического института Губанова Н.Н. - учитель английского языка в школегимназии города Борисоглебска Воронежской области

Новинки педагогики

К трудам, освещающим духовно-нравственные проблемы общества, прибавился еще один: монография «Роль духовности в профессионально-педагогическом становлении будущего учителя». Ее автор — Лидия Константиновна Емельянова, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Борисоглебского пединститута.

Книга Л. К. Емельяновой не только позволяет осознать суть духовной деградации современного общества, но и, с опорой на святоотеческие труды православной церкви, указать путь к духовному обновлению (И. Ильин).

В книге подробно анализируются теоретико-методологиче ские основы педагогической деятельности Иоанна Златоуста, его взгляды на процесс познания и обучения, единство обучения и воспитания, соотношение светского и религиозного аспектов в образовании.

Освоение педагогической концепции Иоанна Златоуста в современном воспитании и обучении автор углубляет и расширяет сведениями, почерпнутыми им из творений Григория Богослова, Василия Великого и других подвижников Православной Церкви.

Арсентьев Д. 3. Родной язык — живоносный источник добра и любви:

Программа развивающего курса. 5-7 классы.

В программе дополнительного курса русского языка к основному школьному курсу 5-7 классов реализован нетрадиционный взгляд на природу языка, слова, текста. Опираясь на широкое понимание языковой компетенции, автор видит главную цель языкового образования в создании условий для ее обретения: развитии языковой интуиции, формировании языковой картины мира и языковой способности учащихся, что становится возможным лишь в рамках творческого диалога при опоре на индивидуальный языковой опыт всех участников образовательного процесса. Материал программы ориентирован на прикосновение к корням и истокам русского менталитета, что обуславливает его высокий духовнонравственный потенциал.

Предлагаемый курс, несмотря на его инновационный характер, обладает четко выраженной адаптивностью к действующим в школьном обучении программам и может быть совмещен с любым учебным комплектом по русскому языку из расчета 1 час в неделю (102 часа на три года обучения).

 

 
Powered by George © 2005
Сайт создан в системе uCoz