Матрюшкин буерак

Серый дождливый сентябрьский день. Ветер рвет полы одежды, вокруг обычный российский неброский пейзаж из косогоров с засыхающей травой, оголенных кустарников да небольших болотистых куртинок. Матрюшкин буерак... Сколько их, таких, по России и, считай, каждый третий хранит незамысловатую, чаще всего печальную историю, едва вспоминаемую современниками.

Вот и здесь, – что может поведать глубокая чаша, окаймленная полоской леса, да косогор с массивным крестом на самом верху. «Вечная память» – вырезано на кресте. Вспоминаются скудные сведения, которые удалось набрать в архивах, – история часто старается стереть самые страшные свои страницы, но они непокорно восстают из пепла, обретают яркость в словах тех, для кого они вовсе не просто страничка в учебнике, а боль о самых близких, память о которых вовсе не хочет укладываться в одну архивную строку. И когда она вырывается взволнованным, несмотря на столько прошедших лет, рассказом, подругому смотришь на этот осенний пейзаж, другим он видится сквозь годы. Совсем другую картину увидели бы мы, стоя на его обрыве в 1918 году.

О чем думали, что вспоминали в последние дни своей жизни собранные за колючую проволоку люди, теперь нам уже не узнать. Они унесли все это с собой и лишь немногие свидетели могли бы рассказать о их последних шагах. Но мы можем увидеть это глазами семилетней девочки, которая пережила весь ужас этих дней и, став взрослым человеком, передала все своей дочери, из уст которой мы и услышали этот рассказ.

«...Брата забрали во время облавы, когда он случайно выглянул на улицу. Тогда хватали всех без разбора – мужчин, женщин, старух». (Брать заложников – обычная тактика военного времени, как оказалось, ею широко пользовались не только немцы, но и новоиспеченные представители Советской власти). На территории Матрюшкина буерака за колючей проволокой оказалось большое количество людей.

Под майскими ливнями, июльским солнцепеком, сентябрьским нудным моросящим дождем люди сидели под открытым небом, ожидая «справедливого» суда комиссаров. Время было очень неспокойное, передвигаться по дорогам можно было только со справкой от сельсовета, и маленькая Аня каждый день с весны до осени с краюхой хлеба за пазухой и со справкой о разрешении на посещение больной бабушки бегала из села Кирсановки в Матрюшкин буерак. Страшная дорога для маленького ребенка, но еще страшнее картины, которые довелось увидеть ей в концлагере, часами дожидаясь возможности передать кусочек хлеба брату.

Сердобольный часовой за краюху хлеба разрешал подойти брату к колючей проволоке. Девочка навсегда запомнила, как пригнали колонну узников. «Когда они шли,– рассказывала она,– я подумала, что они обуты в сапоги, так отчетливо был слышен стук, но когда колонна приблизилась, увидела, что люди босиком, а на ногах у них срезаны пятки, и стучат вовсе не подковы сапог, а кости. Кровь уже почти не шла. Почему же не слышно стонов от боли? Вглядевшись, она увидела, что во рту у каждого кусочек сахара, или маленький камешек, чтобы не могли кричать. (Подобные пытки были известны еще со времен татаро-монгольского ига, так что большевикам не пришлось слишком долго думать). Девочка запомнила и духовенство по темному облачению и по тому, что сидели они отдельной группкой и в руках у всех были молитвенники.

Убивали каждый день и отвозили на возах в траншеи, выкопанные неподалеку. За таким возком в один из осенних дней и бежала Аня, узнав от конвоира, что в нем должен быть среди убитых и ее брат. И добежала, когда тела из воза уже были сброшены в траншею и только одно тело, зацепившись за что-то на краю, лежало на остывающей осенней земле. Девочка была уже рядом и видела, что человек еще жив, он шевелится. И тогда возница, взяв лопату, рассек умирающему голову. Когда Аня очнулась после обморока, траншею уже засыпали, и она так и не увидела своего брата мертвым. Как не увидели своих родных многие, кому довелось жить в эти страшные дни. А потом был 35-й, и снова земля обагрилась мученической кровью.

И снова страшные картины встают перед глазами в рассказе уже другой женщины: «Отца забрали прямо из церкви вместе с другими церковнослужителями, и отвели в Матрюшкин буерак, где и расстреляли. Больше мы его не видели».

А в 1946 году жарким засушливым летом, когда трава на много верст выгорела, неподалеку от этого страшного места, на косогоре, пастухи отыскали маленький островок зеленой травы. Оказалось, под травой забил родник. Спустя некоторое время к этому роднику, уже основательно расчищенному и обставленному иконами, стали стекаться люди за водой, помогающей от разных недугов. Советская власть в лице председателя колхоза не могла допустить подобного «безобразия», и родник завалили свиным навозом. Но источник, как и память людскую, оказалось нелегко уничтожить – уже на следующее утро верующие села пришли и очистили его вручную.

Идут годы, а к источнику все тянутся люди и, когда видишь тонкие струйки, стекающие по коре дерева у источника, кажется, что это слезы тех, кто погиб здесь в Матрюшкином буераке, живая память, оставленная нам матушкой-землей и сохраненная в памятном кресте над Матрюшкиным буераком.

Митина В.А.

СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ПАВШИХ ЖЕРТВОЙ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ В 1937-38 гг. (РАССТРЕЛЯНЫ В ГОРОДЕ БОРИСОГЛЕБСКЕ).

Уважаемые читатели, публикуемый список взывает к человеческой совести и исторической памяти. Убедительно просим всех, кто знал этих людей, откликнуться.

Все перечисленные в списке обвинялись по статье 58 УК РСФСР пункт 10,11 («Антисоветская агитация»); все приговорены к расстрелу, «тройками» УНКВД но Воронежской обл. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989г. реабилитированы.

Список составлен но материалам трех расстрельных списков, предоставленных обществу «Мемориал» Управлением МБ РФ по Воронежской области. Отдавая долг нашей памяти безвинно погибшим служителям Православной Церкви, помянем и тех, которые пали вместе с ними от пуль сталинских палачей.1. АБДУЛОВ Еремей Семенович. Родился в 1870г. в с.Коптя Токайского района Воронежской области. Священник с. Николаев Терновского района Воронежской области, 21 декабря 1937г. приговорен к высшей мере наказания, 30 декабря 1937г. расстрелян.

•  АБРАМОВ Василий Иванович. Родился в 1874г. в с.Елань-Колено, В.-Карачанского района Воронежской области. Священник с.Елань-Колено. 11 августа 1937г. приговорен к высшей мере наказания (ВМН), 21 августа 1937г. расстрелян.

•  БАБИЧЕВА Евдокия Васильевна. Родилась в 1877г. в селе Красное Новохоперского района Воронежской области. Монахиня. 15 ноября 1937г. приговорена к ВМН. 19 ноября 1937г. расстреляна. 4.БАЛАБАНОВ Федор Федорович. Родился в 1865г. в с.Конские Раздоры. Священник нос. Новохоперский Новохоперского района Воронежской области. 25 сентября 1937г. приговорен к ВМН, 10 ноября 1937г. расстрелян.

•  БЕЛИКОВ Терентий Иванович. Родился в 1885г. в с. Нижний Шибряй Уваровского р-на Тамбовской обл.: Священник. 29 ноября 1938 г . приговорен к ВМН, 14 февраля 1938г. расстрелян.

•  БЛЕДНЫХ Василий Гаврилович. Родился в 1865г. в с.Линяги Шникуловского р-на, Тамбовской обл,. Священник с.Козловка Терновского р-на Воронежской обл., 21 декабря 1937г. приговорен к ВМН, 30 декабря 1937г. расстрелян.

•  БОГОДАРОВ Петр Иванович. Родился в 1885г. в с.Ранино Козловского р-на Тамбовской обл.. Священник с.Богдановка Тамбовского р-на Воронежской обл. 21 декабря 1937г. приговорен к ВМН, 30 декабря 1937г. расстрелян.

•  БОГОСЛОВСКИЙ Дмитрий Александрович. .Родился в 1884г. в и Борисоглебске. Священник. 11 августа 1937г. приговорен к ВМН, 21 августа расстрелян.

•  БУТИНСКИЙ Егор Петрович. Родился в 1865г. в с.Грибановка Грибановского р-на Воронежской обл.. Священник. 25 сентября 1937г. приговорен к ВМН, 11 октября 1937г. расстрелян.

•  БУНИН Николай Степанович. Родился в 1885г. в с. Ольшанка Уваровского р-на Тамбовской обл. Священник. 21 декабря 1937. приговорен к ВМН, 25 января 1938г. расстрелян.

•  ВИНОГРАДОВ Петр Васильевич. Родился в 1875г. в с. Ср. Лукавка Грязинского р-на Липецкой обл. Священник. 25 декабря 1937г. приговорен к ВМН, 4 января 1938г. расстрелян.

•  ГЕРАСИМОВ Василий Матвеевич. Родился в 1889г. в с. Русановка Терновского р-на Воронежской обл. Священник. 15 ноября 1937г. приговорен к ВМН, 19 ноября 1937г. расстрелян.

•  ГОЛУБЕВ Дмитрий Иванович. Родился в 1863г. в с, Кривки Дрязгинского р-на Липецкой обл. Священнослужитель села Токаревка Тамбовской обл., 25 декабря 1937г. приговорен к ВМН, 4 января 1938г. расстрелян.

•  ГРИБАНОВСКИЙ Александр Васильевич. Родился в 1879г. в с. Богана Борисоглебского р-на. Священник с. Кирсановка того же р-на. 25 сентября 1937г. приговорен к ВМН, 11 октября 1937г. расстрелян.

•  ДЬЯКОВ Федор Селиванович. Родился в 1882г. в с. Макарове Полянского р-на, Воронежской обл. Бродячий монах. 11 августа 1937г. приговорен к ВМН, 21 августа 1937г. расстрелян.

•  ЕПШАНСКИЙ Василий Андреевич. Родился в 1879г. в с.Дурнихино Саратовской обл. Священник с.Павлодар Шникуловского р-на Тамбовской обл.. 11 августа 1937г. приговорен к ВМН, 21 августа 1937г. расстрелян.

•  АЛГЕБРАИСТОВ Петр Александрович Борисоглебск. Умер в лагере в 1937г. Священник Казанской церкви г.Борисоглебска

•  НИКОЛАЕВСКИЙ Александр Андреевич Родился в 1873г. в г.Борисоглебске. Арестован 09.09.37г. Расстрелян 17.09.37г. Священник.

•  НИКИФОРОВ Василий Иванович Родился 1893г. в с.Б.Грибановка священник г.Борисоглебска Кладбищенской Церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Арестован 12.1937г., расстрелян 02.01.38г.

•  ВОЛОКИТИН Павел Игнатьевич Родился 1894г. с.Романово Тамбовског Уезда. Священник с.Алексевка Грибановский р-н. Арестован 30.12.37

•  КАСЬЯНОВ Андрей Алексеевич. Родился 1889г. в г.Борисоглебске. Арестован 11.08.37г., Расстрелян 21.08.37г. Ктитор Казанского храма. г.Борисоглебска

 
Powered by George © 2005
Сайт создан в системе uCoz